3 социальных эксперимента, которые закончились непредсказуемо

Чтобы лучше понять человеческое поведение в одиночестве и в социуме, социологами и психологами проводятся различные эксперименты. Однако не всегда они дают положительный результат, и не всегда заканчиваются хорошо.

Ниже вы можете ознакомиться с подборкой экспериментов, которые пошли не так.

Дети-заики

Проводился он в США, психологом Венделлом Джонсоном, и посвящалось проблеме заикания. Участие в эксперименте принимали 22 ребенка-сироты.

Их разделили на 2 равные группы, которые регулярно посещали образовательные курсы по произношению. Детям первой группы постоянно говорили, что они молодцы, у них правильное произношение, у них все получается. Детям второй группы – наоборот: постоянно говорили, что они делают все неправильно, у них куча ошибок. Кроме того их постоянно называли заиками.

Достаточно быстро у детей второй группы действительно стали появляться проблемы с речью, причем даже у тех, у кого раньше такого не было вообще.

Эксперимент прекратили, однако у некоторых детей из второй группы проблемы с заиканием остались до конца дней. Причем их пытались лечить, однако пользы терапия не дала.

3 социальных эксперимента, которые закончились непредсказуемо

Как людям могут прививать тоталитаризм и идеологию?

Многих людей, изучавших историю, наверняка удивляет тот факт, как быстро население Германии под руководством Адольфа Гитлера превратилось в преданных своему вождю и своей идее фанатикам, и принимало участие во Второй Мировой войне.

На эту тему провели очень интересный эксперимент, в США, в одной из калифорнийских школ. Преподаватель истории Рон Джонс решил на практике показать своим ученикам, как легко нацисткой идеологии удалось укрепиться у людей. В исследовании принимали участие ученики одного из десятых классов.

На протяжении всего одной недели во время уроков им прививали жесткую и строгую дисциплину: ученики должны были сидеть за партами смирно, слушаться любого указания преподавателя по первому требованию.

Также им прививалась общность: во время занятий они периодически повторяли слова «Сила в дисциплине, сила в общности». Между собой они должны были использовать специальные приветствия, носить специальную символику, имели членские билеты и «играли» членов организации под названием «Третья волна».

Далее им понадобилось заниматься привлечением новых участников в свои ряды. Внутри «организации» требовалось назначить отдельных учеников, которые должны были выявлять и преследовать инакомыслие. Что интересно: с каждым днем в эту «игру» вовлекалось все больше и больше учеников других классов.

Вскоре после начала эксперимента преподаватель сообщил ученикам, что они принимают участие в национальной программе, и такие же организации создаются во многих школах страны. Их целью являлась поддержка нового кандидата в президенты.

На один из дней было объявлено телеобращение, которое должны были просмотреть все члены «организации». На назначенное время трансляции перед экраном собралось около двух сотен (!) школьников. Напомним, что сначала в эксперименте участвовали только десятиклассники одного класса (то есть пара-тройка десятков человек).

Естественно, что никакой трансляции и никакой организации не было. Вместо «телеобращения» преподаватель рассказал, что все это было фикцией и экспериментом, который закончен. Что интересно: из зала ученики выходили подавленными, а некоторые и вовсе не сдерживали слез. Таким образом преподаватель показал, насколько легко, имея влияние на массы, привить широкому количеству людей нужное мнение и идеологию.

Тюрьма-эксперимент («Стэнфордский эксперимент»)

3 социальных эксперимента, которые закончились непредсказуемо

Это исследование является одним из самых известных (по нему даже снимали фильмы, в том числе художественные). Он проводился по заказу правительства США.

Психологом Филиппом Зимбардо была собрана группа добровольцев из 24 человек. Случайным образом, без особых исследований и опросов, их разделили на 2 равные группы.

Одна группа должна была играть роль «охранников». В их задачу входил контроль за соблюдением правил и расписания дня другой группы.

Вторая группа играла роль «заключенных». Они должны были придерживаться определенного распорядка дня (как в тюрьме), и подчиняться указаниям «охранников».

Достаточно быстро ситуация вышла за рамки. «Охранники» стали вести себя жестко и даже жестоко, проявлять склонность к садизму. Они унижали «заключенных», применяли физическое воздействие, за «провинности» забирали у людей матрасы, заставляли выполнять грязную работу.

В результате такого эксперимента у нескольких «заключенных» резко ухудшилось здоровье, как психическое, так и физическое. Их пришлось заменить другими добровольцами. Когда один из новоприбывших стал протестовать и голодать, чтобы показать свое отношение к такой ситуации, то другие «заключенные» посчитали это опасностью (ведь из-за голодающего «наказать» могли и остальных), и положительно отнеслись к его наказанию.

В результате эксперимент завершили через 6 дней, хотя по плану он должен был длиться 2 недели.

 

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

3 социальных эксперимента, которые закончились непредсказуемо